sophya_sib

Обнажаю суть вещей

Previous Entry Share Next Entry
Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казенной начинкою...
sophya_sib


Последние события в Кузбассе и стране мне все больше напоминают рассказ  Салтыкова Щедрина "Потерянная совесть». В которой совесть представлена как вещь, которую можно взять потрогать, попользоваться или избавиться от нее, но в городе где присутствует жажда наживы, она никому не нужна. Без нее "многие стали чувствовать себя свободнее", а совесть стала "надоедливой приживалкой, игом, вопиющим безобразием, она долго переходила из рук в руки и все хотели от нее избавиться.
Со всей очевидностью живут в  отсуствие  СОВЕСТИ  всем известные арестованные персонажи последних дней.  Тут и фамилии не к чему, сам факт на лицо и гримироваться не надо. А главное все старо как мир!

Произведения Салтыкова Щедрина настолько актуальны, что лучше и не скажешь. давайте вспомним.
Салтыков Щедрин в своем произведении  пишет: "По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — все, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести".

Как то  Михаилу Салтыкову задали вопрос: "Скажите, воровство и коррупция у нас неискоренимы?"

на что он ответил:

"
Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать? Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казенной начинкою. Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд. Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют… Скажем, во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства".

Заключает писатиль-сатирик свое произведение мыслью-


"За что вы меня тираните! — жаловалась бедная совесть, — за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?— Что́ же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? — спросил, в свою очередь, мещанинишка.— А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается.По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть.Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама".



?

Log in

No account? Create an account