sophya_sib

Обнажаю суть вещей

Previous Entry Share Next Entry
"Тайна трёх карт"- судьба, фортуна, рок
sophya_sib


С удовольствием посмотрела фильм Якова Протазанова по повести А. Пушкина «Пиковая дама». Ранее я смотрела этот фильм, и он меня также эмоционально тронул своей необычностью и таинственностью.

Просматривая фильм сегодня, когда уже есть жизненный опыт, багаж знаний о истории кинематографа, культурных традиций ХХ века, ощущение совсем иное. Надо отметить, что данную экранизацию режиссер снимал в атмосфере военного времени и предреволюционного состояния в России. Сравнивая данный фильм с более поздними экранизациями «Пиковой дамы» понимаешь, что они уступают, своей философской  простоватостью,   протазановской зоркости, многозначности и яркости образов.



Мы видим, что Яков Протазанов использовал в фильме «Пиковая дама», чрезмерный грим для   преодоления пленочно-осветительных несовершенств, в последствии в кинематографе того времени этот подход превратился в эстетическую норму, непременный атрибут образа «королей» и «королев» экрана. Которому, кстати, начинает активно подражать часть аудитории - прежде всего, художественная, а особенно около художественная элита. Фильм «Пиковая дама» поражает! Поражает своей пронзительностью, мистикой, таинственностью остаться равнодушным просто невозможно. И действительно, местами начинает казаться, что слова и не нужны. Невольно сравниваю просмотренный фильм «без слов» с некоторыми современными «со словами и спецэффектами». Не знаю, как лучше сказать… Героям картины Якова Протазанова   веришь, с нетерпением ждешь следующий момент.  Мимика и грим оставили таинственное впечатление. Он применяет интересный приём – «закатывание» глаз, обведенных черным гримом. Закатывание в физиологическом смысле, с целью сделать белые, более выразительные на черном фоне глаза. Особо отчетливо это видно у молодой графини (бабушки). Но всё не так просто, как может показаться. Я думаю, что черные, обведенные гримом, глаза символизируют что-то загадочно-мистическое в персонаже или в происходящем событии. В фильме режиссер отражает контраст двух исторических эпох тонко подмеченный А. С. Пушкиным.  ХVIII век - век аристократии, в котором правит честь и новый XIX век, где человек во власти денег, так Томский характеризует Лизе главного героя: «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля» -

Кинокритик Максим Семенов о Протазанове говорит, что: «Протазанов был одним из первых режиссеров; он использовал все новые достижения, которые появились в современном кинематографе, и при этом он оставался самим собой. Это помогло приспособиться к краху русского дореволюционного кинематографа, приспособиться к условиям работы в Европе».    

?

Log in

No account? Create an account