sophya_sib

Обнажаю суть вещей

Previous Entry Share Next Entry
Сегодня процветает искусство низа, оно же – искусство смерти.
sophya_sib

Все мы ощущаем и чувствуем, как меняется вокруг нас действительность. Особенно после распада Советского Союза все мы оказались в быстро меняющемся мире, где все перевернулось до наоборот. Общепризнанное в мире советское образование до такой степени за реформировалось, что уже не понимают сами реформаторы чему учить и как учить? Конечно же пустота заполняется суррогатами. Сказать, что это как бы происходит случайно, ничего не сказать. Разрушители государства системно продолжают свое дело, понимая, что будущее у  государства -это их дети. Поэтому столько,  враждебных детскому сознанию, инноваций свалилось на голову детей, что если не остановить, то мы получим деградированное общество, не способное сохранить государство.   Ответом на эти изменения встают во весь рост идеи постмодернизма, предлагающего критический   взгляд на современность. В рамках постмодернистской философии пересматривается социально-политическая природа школьного знания. Предлагаю ознокомиться с содержанием данной статьи в которой выражены важные мысли о судьбе нашего образования.

Судьба педагогического процесса
http://r-v-s.su/statia/sudba-pedagogicheskogo-processa

В современном мире постмодернизма и нигилизма с новой остротой встают вопросы эффективного способа передачи знаний следующему поколению. Вопрос отцов и детей, вопрос о нравственности подрастающих поколений. Особенно остро все эти вопросы актуальны в России, стране с сильной традиционной, патриархальной системой воспитания, но полностью отринувшей собственный опыт, принявшей чуждые стандарты новых западных наработок либертарианства, прагматизма и эгоизма в девяностые годы XX века. Теперь вновь необходимо озаботиться обретением былых ценностей и разработкой новой системы образования. Образования не только детей, но и родителей.

Во времена глобальных изменений, порожденных концом определенного исторического этапа, затронувших все аспекты современного общества, перед родителями, равно как и перед профессиональной педагогикой, традиционно встают два ключевых вопроса: чему учить? и как учить? Вопросы эти не новы, и прежде чем переходить к ответам на них с позиции современной социокультурной ситуации, уместно будет кратко обозреть историю их становления и развития. Есть ли наука, дающая ответы на эти непростые вопросы, как именно она на них отвечает, и на что, прежде всего, нужно обращать внимание, желая разобраться в проблеме образования сегодня?

Остатки культурного наследия античности свидетельствуют о возвышенной, величественной мечте человечества, о стремлении его к совершенству.

В общем виде эти вопросы лежат в основе практики обучения и воспитания, которой люди стали заниматься с появлением родоплеменных общин. Возникновение рода – отличительной черты древнего человека от остальных существ населявших планету, – обусловлено необходимостью обучения детей и передачи им накопленных знаний. Родовая передача знаний из поколения в поколение, формировала исключительный процесс человеческого существования – процесс хода истории. С появлением родов «человекообразные люди» обрели историю, обретение истории сформировало человечество.

Впрочем, древние не осознавали себя в этом процессе, не строили форм познания истории как поступательного хода времени. Но очень глубоко занимались проблемой образования. Мысли об обучении высказывались выдающимися учёными и философами прошлого: Сократом, Демокритом, Платоном, Аристотелем. Остатки культурного наследия античности свидетельствуют о возвышенной, величественной мечте человечества, о стремлении его к совершенству.

Тогда же возникли первые школы, занимающиеся крайне разносторонним образованием. Постулировалось гармоничное развитие учеников. В центре античной цивилизации – в Афинах – сформировалось два типа школ: мусические и гимнастические. Это две первые ступени образования Древней Греции. Поступая в семилетнем возрасте в мусическую школу, обучение ребенка делилось на две части. Первая – грамматиста, когда осуществлялось обучение письму, счету и чтению; вторая – кифариста – воспитанники обучались пению и игре на музыкальных инструментах. Первый этап обучения древнегреческого школьника продолжался пять лет. После этого, в двенадцатилетнем возрасте, начинался второй, четырехлетний этап обучения в гимнастической школе – палестре. Здесь, осваивая спортивные упражнения, ученик развивал свои физические способности, параллельно с этим он постигал секреты военного искусства. В шестнадцатилетнем возрасте юный грек волен был выбирать – прекратить обучение или продолжить его в университете или гимнасии. Там оттачивалось умение вести беседу с философами и ораторами. Формировалось умение философски мыслить.

В другом, не менее крупном центре Древней Греции – в Спарте, обучению подвергались девочки и мальчики, но акцент был сделан исключительно на физическое воспитание.

Древний Рим, несмотря на значительную культурную преемственность от Греции, не отличался столь же обширной и развитой системой образования. Там, как и в греческой Спарте, ставка была сделана на физическое и военное воспитание. За редким исключением ценность обучения письму и чтению сводилась к необходимости заключения и подписания соглашений, приказов и т.д. Однако, по мнению известного педагога Римской империи Квинтеллиана, автора книги «О воспитании оратора», ребенок школьного возраста, то есть семи лет, уже должен был знать греческий и латынь. В триединой системе образования Римской империи была «элементарная школа» с принципом индивидуального обучения детей обоих полов, затем грамматическая и далее – ораторская.

Индия и Китай отличались характерной, особой формой педагогической практики. Сильно завязанное на клановом устройстве общества, индийское образование воплощалось в индивидуальном обучении детей учителями-монахами. Тонкий и глубокий Китай ставил задачу воспитания благородного мужа, грамотного государственного деятеля, подчас требуя от учеников овладения одной, очень важной интеллектуальной способностью – способностью сложения стихов. В Древнем Египте занимались обучением исключительно мальчиков – будущих врачей, архитекторов, строителей и чиновников. Обучение длилось с семи до шестнадцати лет.

Крах античности ввел человечество в эпоху средневековья. Это время характерно относительным забвением педагогической науки и педагогического наследия прошлого. Накаленная христианской идеей Европа давала образование будущим поколениям в церкви, сместив приоритеты в познании мира с натурфилософских позиций к религиозным.

Постепенно, к XI – XII вв., священнослужители вошли в новообразованные школы и стали преподавать Закон Божий за стенами церкви. Общество с сильными сословными перегородками имело неравномерное распространение образования, преимущественно предназначенного только для мужского пола. Скоро появились особые школы – рыцарские, с целенаправленным обучением мальчиков воинскому искусству. С семи до четырнадцати лет ученик был пажом, с четырнадцати до двадцати одного года – оруженосцем. И только после этого он становился рыцарем. В воспитании будущего рыцаря особое внимание, помимо военного ремесла, уделялось музыке и шахматам, а также правилам этикета. Помимо рыцарских школ открывались ремесленные и придворные. Схоласты открывают еще два типа школ: латинские и школы счёта.

В это время на востоке Европы происходит крещение Руси (988г.), после чего в повсеместно открывающихся храмах священнослужители, знакомят население со священными текстами, присланными из Византии. На Руси происходит всплеск роста грамотности, каждый прихожанин церкви овладевает навыками письма и чтения.

Владимиром Мономахом создаётся один из первых на Руси педагогических трудов – «Поучение». В отличие от средневековой Европы, не только священники, но и миряне становились учителями в церковных школах. Учились по трём книгам: Псалтирь, Часослов и Азбука. На Руси процветают архитектура, письменность, иконопись. С 1223 года нашествие татаро-монгольских захватчиков почти на 300 лет замораживает готовую выплеснуться в масштабное Возрождение культуры творческую мысль русского общества.

Средневековая Европа вступает в эпоху «Возрождения». Новаторские педагогические изменения появляются параллельно становлению нового европейского глобально-исторического проекта – «модерн». Впервые после заката античности произошел коренной перелом в развитии цивилизации. Значение человеческого разума как величайшей ценности стало выходить на первое место. С большой инертностью человечество перемалывало ортодоксально-религиозные устои средневековья. Мир, не знавший «научной мысли» со времен расцвета Александрии Египетской, обрел новый научный вектор развития. Тем не менее классическому модерну характерно единство разума и веры. Созревая, модерн всё же утвердит приоритет логоса над верой, но это произойдет намного позже. Поколение за поколением сменяется на фоне возрастающего технического прогресса. Но духовная составляющая модерна еще долго не подвергается коренному переосмыслению и занимает очень важное место в истории эпохи.

Образование в эту эпоху делится на три ступени: начальное (элементарные школы); общее (городские школы, гимназии, колледжи); высшее (университеты и академии). Развиваются науки – география, литература, механика, история. XIV век – появление классно-урочной системы обучения, ставшей впоследствии передовой и общепринятой, которая используется и по сей день.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке в XVII веке ввёл в научное использование термин «дидактика» и создал курс «Краткий отчёт из дидактики». Чуть позже епископ Чешскобратской церкви Ян Амос Коменский пишет фундаментальный труд по педагогике – «Великая дидактика», и окончательно формирует науку об обучении и воспитании – дидактику – «всеобщее искусство учить всех всему». Именно тогда риторические вопросы чему учить? и как учить? получают полноценную научную форму. Утверждается, что человек развивается по законам природы. Происходит постепенное возвращение к идее гармоничного развития личности. Коменским разрабатываются методы обучения наукам, создаются первые учебные пособия.

В XVIII веке революционные идеи педагогики воплощает в жизнь французский философ Жан-Жак Руссо. В работе «Эмиль, или О воспитании» он развивает идею о естественном воспитании ребенка, сообразно его природе: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми».

Одними из последних на западе теоретиков дидактики выступают немецкий психолог Иоганн Фридрих Гербарт, предавший дидактике статус теории воспитывающего обучения, а затем американский философ Джон Дьюи, нацеленный на воспитание в учениках прагматизма. Собственно на этом, в значительной степени, держится сегодня западная система образования и миропонимания.

Происходит окончательное философское созревание модерна. Просветительская мечта человечества диктует ему иные законы развития. Теперь собственное достоинство личности и гордость заменяют собой ценность разума. Разум поднимает личность к новым горизонтам свободы и независимости, но возникает риск освобождения и от самого разума. Свобода ради свободы.

XVI век в России ознаменовался началом книгопечатания. Основываются академии, школы и университеты. Эпоха Петра Великого даёт толчок в европеизации образования (на тот момент прогрессивного). Модернизация государства требует и создает новых инженеров, конструкторов, строителей, ученых, изобретателей.

Влияние на отечественную педагогику оказали Константин Дмитриевич Ушинский, Николай Иванович Пирогов, Пётр Фёдорович Каптерев, Анатолий Васильевич Луначарский. В XX веке трудятся выдающиеся педагоги-новаторы, поднявшие Советское образование на непревзойденные высоты: Антон Семёнович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский, Михаил Петрович Щетинин. Классики отечественной дидактики: Борис Петрович Есипов, Михаил Николаевич Скаткин, Дмитрий Алексеевич Данилов.

Ценностью воспитательного процесса в СССР становится коллектив. Советская педагогика, преемственная по отношению к традиционному воспитанию Российской империи и Руси, вбирает в себя лучшие качества русского духа. Это прежде всего коллективизм как сопричастность общей, великой цели, а также сострадание и любовь к ближнему как квинтэссенция русской православной традиции. В отличие от прагматической западной школы воспитания, где в центре образования ставится индивидуализм ребенка в угоду его эгоистических желаний и без оглядки на общество, в советской педагогической практике коллектив выступает средством развития личности, индивидуальных качеств человека на пользу общему, коллективному делу.

Оговорив основные черты истории образовательного процесса, обратимся к современным положениям воспитания и обучения.

Можно видеть, как обозначенные ранее общие вопросы образования (как учить? и чему учить?) получили полноценное научное развитие в рамках дидактики. Слово дидактика с древнегреческого — διδακτικός — поучающий. Сегодня наука дидактика занимается разработкой теоретических основ обучения и воспитания, их закономерностями и принципами, целями, методами, формами, средствами и научными основами содержания образования. Так же дидактика описывает и объясняет непосредственно процесс обучения, условия его реализации, то, что происходит с мышлением обучающегося. Исходя из этого осуществляется поиск новых, эффективных форм и способов обучения. Соответственно, дидактика же занимается приведением содержания образования в новое качество, ввиду объективно изменяющихся обстоятельств реальности. Дидактика занимается как общими вопросами образования как такового, так и методиками обучения конкретным образовательным дисциплинам. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

На этом можно завершить краткий обзор способов и форм образования в глобальном историческом процессе.

Дидактика систематически разбирает принципы обучения и воспитания детей. Обратившись к истории развития этой науки, можно почерпнуть бесценные знания для реализации полноценного воспитывающего обучения будущих поколений. Сегодня перед дидактикой стоит колоссальная задача разработки новых, преемственных к классическому педагогическому наследию, гуманистических форм образовательного процесса. Это особенно важно для современной России. В эпоху постмодернистского экстаза, тотального освобождения от традиций, задачу «воспитывающего обучения» сложно переоценить.


Сегодня процветает искусство низа, оно же – искусство смерти.

С развалом СССР, утратив прежние идеалы, Россия пытается войти в Западную цивилизацию. А что там? Некогда великий, глобально-исторический проект модерн исчерпал себя. А нового проекта нет. Люди ослепли в новом мире безвременья. Современное человечество уже не жаждет истины, как в эпоху модерна, с христианской страстью не стремится к постижению идеала, как некогда в эпоху средневековья, не ищет больше путей к совершенству в необъятном искусстве античности. Сегодня процветает искусство низа, оно же – искусство смерти. Зациклившись на сиюминутной, клиповой «поп-культуре», человечество более не желает передавать великие достижения следующим поколениям. Расхристанными рядами шагая для получения дозы карнавальной беспечности и каждодневного юмора, оно уже готово забыть о достояниях прошлого. Вкусив этой дозы, человечество лишает себя истории.

Прервать эту пагубную тенденцию по силам только новому историческому проекту. Зажечь новую идею в молодых сердцах возможно только используя колоссальное педагогическое наследие человечества. Воспитывая и обучая новые поколения, можно достичь скачка в развитии цивилизации и получить шанс на будущее.

Виталий Попов, РВС


?

Log in

No account? Create an account