sophya_sib

Обнажаю суть вещей

Previous Entry Share Next Entry
Демад говорил, что Драконт написал свои законы кровью, а не чернилами»
sophya_sib
Давайте обратимся к античной греческой истории драконовских законов, которые дооформили существующий порядок в Афинах.
Демад говорил, что Драконт написал свои законы кровью, а не чернилами»
Конечно же речь   не   о мифическом чудище – драконе, о реальном герое того времени. Дракон (точнее, Драконт) – имя древнего афинского законодателя, который впервые собрал и записал действовавшие в Афинском государстве старые законы.   Они являются первым писаным законодательством в Афинах.7 в. до н.э., это были   жестокие законы, не дошедшие до нас, но которые являлись первым письменным правом Древней Греции. Драконта считают энергичным реформатором внутреннего строя афинского государства...

… украл - смерть...
... убил умышленно - смерть...
... убил неумышленно - изгнание...
... маешься праздностью - смерть...
... святотатствуешь - смерть...



Вообще смертная казнь занимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Драконта, благодаря чему суровость их вошла в поговорку ещё в древности. До сих пор в народе бытует выражение     «драконовские меры», относящееся к чрезвычайно строгим наказаниям.

Драконт объяснял своим современникам жестокость своего закона, мол, за мелочь смерть вполне достойное наказание, а за более тяжкие преступления ничего больше смерти ему в голову не пришло.
Например: Павсаний, VI, 11, 2  пишет:   "Это издевательство (какой-то человек приходил каждую ночь и стегал бичом статую кулачного бойца Феагена) прекратила сама статуя, упав <на оскорбителя>, а дети убитого предъявили этой статуе иск об убийстве; жители Фасоса бросили эту статую в море, следуя постановлению Драконта, который написал для афинян уголовные законы и определил, чтобы подвергались суду и неодушевлённые предметы, если какой-нибудь из них, упав, убивал человека".

Когда Драконта спросили, почему твои законы столь жестокие, он сказал: «Я считаю, что смерть – достойное наказание за мелкое преступление. А за крупное я не мог придумать ничего другого».
Существовала ли необходимость в столь крайней суровости этого законодательства?
Почему, если законы даже современниками признавались "написанными кровью", они были приняты и использовались вплоть до Солона, то есть, целым поколением?

В сочинении Аристотеля   (1891) об афинской политии Драконт предстает политическим реформатором, признавшим политическую полноправность за всеми афинянами.   В политию Драконта входили народное собрание из 401 человека, ареопаг, архонты, стратеги, пританы и прочие должностные лица, назначаемые жребием; граждане делились на классы по имуществу и по праву избираемости на должности. К сожалению, относящаяся к этому предмету глава Политии сохранилась в рукописи с пробелами; при этом ее автор не располагал документальными сведениями о столь далёкой древности. Кроме того, никакой другой писатель не упоминает о драконовской конституции — показания   «Политии» находятся, по-видимому, в противоречии с замечанием самого Аристотеля в другом его сочинении ("Политике"), что законы Драконта превзошли существующее государственное устройство.

Сохранённая Драконом форма правления была выработана жизнью и оформила, политический строй Афин, наделяя всё афинское гражданство без различия состояния и происхождения политическими верховенством. Солон только дооформил, многие части которого изготовлены были уже задолго до него. Ко времени Драконта наступил переход натурального хозяйства к денежному, образовался класс граждан не знатных, но зажиточных, отвоевавших себе у родовой знати активное участие в управлении.
Драконтовская республика была последней, плохо удавшейся попыткой удержать в стороне от власти и в экономической зависимости от меньшинства многолюднейший и беднейший класс малоземельных и безземельных афинян.
Должностным лицом Драконт не был, как, например Солон — архонтом; записаны были только законы Драконта, а не основания того политического устройства, которое приурочивалось к его имени. С.Кургинян пишет: " ...на самом деле даже самые суровые законы Дракона уже не оформляли эвпатридский беспредел, а, вводя этот беспредел в некие рамки, создавали новый тип общественного устройства, плохо сочетаемый с беспредельной властью эвпатридов. Позже эту власть в существенной степени окоротил знаменитый Солон. И сделал он это, опираясь на законы Дракона"

Однако, реформы Солона, не довели начатое дело до конца. Поэтому вскоре после реформы социально – политическая борьба в Афинах вспыхнула с новой силой. Население Аттики разделилось на несколько групп, имевших свои политические требования.
 Продолжение следует




?

Log in

No account? Create an account