sophya_sib

Обнажаю суть вещей

Previous Entry Share Next Entry
Почему солоновская афинская демократия стала эталоном мировой демократии до настоящего времени?
sophya_sib
Погружаясь в осмысление происходящих процессов древней цивилизации возникает желание все больше узнать и разобраться в происходящих процессах древнейшей цивилизации, а также провести параллели между первой в мире афинской демократией и современными демократическими государствами, что можно найти здесь общего?

Начнем с самой очевидной проблемы, которая не даёт покоя большинству граждан что в демократических США, что и в демократической России? Это прежде всего Закредитованность россиян на сегодня в масштабах страны носит катастрофический характер.
В демократических Афинах, как и в сегодняшнее время Афиняне имели склонность жить не по средствам, брали денег в долг, потом не знали, как расплатиться, за долги попадали в долговое рабство.   Проблема была   настолько острой, что одним из законов Солона все старые долговые обязательства были отменены.  Однако в скором времени всё вернулось «на круги своя»: афиняне снова оказались в долгах.
Ещё одной   характерной чертой в современных демократических государствах -  имеет место быть большое   количество сложных, очень запутанных законов, в которых очень сложно разобраться даже профессионалам юристам. Неясность законов порождает судейскую коррупцию 
В древних Афинах после принятия в демократических законов Солона происходило то же самое. Даже древнегреческий историк Плутарх, в целом очень даже симпатизировавший Солону, был вынужден признать: «неясностью и многочисленными противоречиями в тексте законов Солон возвысил значение судов: благодаря этому, когда предмет спора не мог быть решен на основании законов, приходилось всегда иметь надобность в судьях
и всякое спорное дело вести перед ними, так как они были некоторым образом господами над законами» (Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», глава «Солон»).
В современных демократиях на Западе и это продвигается и в России государство устанавливает огромное количество правил, которые  регламентирующих разные стороны жизни человека, вмешиваясь  в семейную жизнь, разрушая традиционные ценности.
Конечно до того уровня маразма, современным государствам ещё далеко. Например, законы Солона регламентировали, кто и с кем обязан (!) вступать в брак, какое меню должно быть у молодожёнов, насколько часто надо заниматься сексом, и т.д.
Вот несколько характерных примеров из книги Плутарха: «закон, по которому невесте перед тем, как запереть ее с женихом, давали поесть айвы», «муж богатой сироты должен иметь свидание с нею по крайней мере три раза в месяц», «Солон уничтожил обычай давать приданое и разрешил невесте приносить с собою только три гиматия и вещи из домашней обстановки небольшой ценности - больше ничего», «найдя юношу в спальне богатой старухи, он заставил его перейти к девушке, нуждающейся в муже», «он запретил женщинам царапать себе лицо».
«Солон издал закон, запрещающий беспорядок и неумеренность. Он разрешил женщинам при выезде из города брать с собою не больше трех гиматиев, пищи или питья не больше, чем на обол, иметь корзинку не больше локтя, отправляться ночью в дорогу только в повозке с фонарем впереди».
Отец всемирной демократии вдруг объявил себя специалистом по сельскому хозяйству, и, как свидетельствует Плутарх, «Солон определил, с большим знанием дела, также расстояние, которое следовало соблюдать при посадке растений. При посадке различных деревьев на поле он приказал отступать от владения соседа на пять футов, а при посадке смоковницы или маслины - на девять», «Тем, кто хотел копать ямы и канавы, Солон приказал отступать от соседнего владения на расстояние, равное их глубине. А ставить пчельники по закону полагалось на расстоянии трехсот футов от пчельников, уже поставленных другим».
Если большой начальник учит крестьянина, как ему сажать деревья, заканчивается всё очень печально. Сельское хозяйство в афинских окрестностях пришло в упадок , продуктов стало не хватать, и Солону пришлось запретить вывоз сельхозпродукции за границу.
Приемники Солона, продолжили  и совершенствовали демократию путём дальнейшего усиления регламентации, сельское хозяйство деградировало окончательно, и Афины почти на 100% стали зависеть от импорта продовольствия.
Ещё одной характерной чертой современной демократии является ведущее положение в обществе лиц, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации.
О расцвете гомосексуализма в Древней Греции сейчас наверно абсолютно все уже знают, и первое место в этой специфической сфере, естественно, занимала афинская демократия.
Сам Солон, тоже был гомосексуалистом. Как пишет Плутарх, Солон был влюблён в афинского политика Писистрата (ставшего впоследствии его преемником), да и не только в этого мужчину он влюблялся. По словам Плутарха, «Солон не был равнодушен к красавцам и не имел мужества вступить в борьбу с любовью», и даже писал стихи о своей любви к юношам.
Более того, Солон считал гомосексуализм занятием для благородных людей, и даже «издал закон, воспрещающий рабу натираться маслом для гимнастических упражнений и любить мальчиков. Он ставил это в число благородных, почтенных занятий, и некоторым образом призывал людей достойных к тому, от чего отстранял недостойных» (Плутарх, «Сравнительные жизнеописания»).
Ещё одной важной чертой современной демократии - своеобразная форма цензуры, когда под запретом было говорить какие-либо слова и высказывать какие-то мнения, которые могут кому-то не понравиться.
Появление политкорректности привело к искажению языка и появлению специфических терминов, которые должны заменить те слова, которые кому-то могли показаться неприятными.
Например, в США в обязательном порядке вместо «негр» надо говорить «афроамериканец», вместо «толстый» - «горизонтально расширившийся», вместо «бедный» - «испытывающий недостаток», вместо «проститутка» - «сексуальный работник», вместо «гомосексуалист» - «весёлый» («gay»), вместо «наркоман» - «зависимый от веществ», и т.д.
Да и российское телевидение не отстаёт - вместо слова «глухие» наши дикторы говорят «слабослышащие», вместо «инвалиды» - «лица с ограниченными возможностями», вместо «негры» - «темнокожие», вместо «гомосексуалисты» - «представители сексуальных меньшинств», и т.д.
А впервые политкорректность появилась в демократических Древних Афинах. Как пишет Плутарх, «афиняне вежливо называют пристойными, смягчающими смысл именами некоторые предметы, чтобы прикрыть их нежелательный характер: например, распутных женщин называют приятельницами, налоги - взносами, гарнизоны в городах - охраною, тюрьму - жилищем. Солон, думается мне, был первый, который употребил эту уловку, назвав уничтожение долгов стряхиванием бремени».
Кстати, «налоги - взносами» называют и в некоторых современных государствах. При этом, возможно в целях маскировки, «взносами» называют самые высокие налоги.
Так, например, в современной России «взносы» в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сложности в 1,7 раза превышают налог на прибыль организаций и в 2,6 раза превышают налог на доходы физических лиц. Однако называть «тюрьму - жилищем» даже современные демократы не додумались, а вот у древнегреческих демократов на это фантазии хватило.
Надо сказать, что законы Солона подвергались критике со стороны его наиболее дальновидных современников. Так, например, философ Анахарсис высмеивал законы Солона, и говорил, что они «ничем не отличаются от паутины: как паутина, так и законы, когда попадаются слабые и бедные, их удержат, а сильные и богатые вырвутся».
На это Солон отвечал, что законы он «так приноравливает к интересам граждан, что покажет всем, насколько лучше поступать честно, чем нарушать законы». Однако, как был вынужден заметить историк Плутарх, «результат получился скорее тот, какой предполагал Анахарсис, чем тот, на который надеялся Солон». Да и могло ли быть иначе, если эти законы, сущность которых мы сейчас подробно разобрали, противоречили не только интересам граждан, но и просто здравому смыслу?
В конечном итоге реформы Солона, как и его более чем странные законы, привели к весьма безрадостному финалу для «отца греческой демократии».
Вот как об этом рассказывает Плутарх: «После введения законов к Солону каждый день приходили люди … обращались с вопросами, осведомлялись о чем-нибудь, просили дополнительных объяснений о смысле каждой статьи и об ее назначении [а чему здесь удивляться, если законы, по словам самого же Плутарха, отличались неясностью и многочисленными противоречиями? - прим. авт.]. Солон нашел, что исполнять эти желания нет смысла, а не исполнять значит возбуждать ненависть к себе, и вообще хотел выйти из этого затруднительного положения и избежать недовольства и страсти сограждан к критике… Поэтому под тем предлогом, что ему как владельцу корабля надо странствовать по свету, он попросил у афинян позволения уехать за границу на десять лет, и отплыл из Афин».
Если говорить без плутарховских дипломатических вывертов, Солон навязал гражданам бестолковые и непонятные законы, которых никто не мог понять без его разъяснений, а когда его достали вопросами о смысле его же собственных законов, он попросту сбежал за границу!
А вот теперь очень важный момент. Почему Писистрат, ставший главой Афин после бегства Солона, не отменил его законы? И почему солоновская афинская демократия стала эталоном для всех последующих демократических систем вплоть до настоящего времени?
К какому социальному слою принадлежал архонт Солон? Он любил прибедняться, причислял себя скорее к бедным, чем к богатым. Но это на словах. А что же на деле? А в реальности Солон занимался оптовой торговлей, был богатым купцом, и нажил приличное состояние. Однажды он сам про себя написал: «серебра в изобилье, золота много, земли и плодородных полей, есть и кони и мулы». Плутарх отмечает «расточительность Солона, его склонность к изнеженности... все это, как полагают, было следствием его занятия торговлей».
Афинская финансовая олиграхия состояла большей частью из богатых купцов и сотрудничавших с ними ростовщиков (то есть тогдашних банкиров), при этом ведущая роль была у купечества. Таким образом, купец Солон был частью финансовой олигархии, и действовал в её интересах.
Возникает вопрос: а почему бы олигархам, свергнув монарха, не установить напрямую олигархическое правление, без всяких демократических фокусов? Такое в Древней Греции уже было, и в Афинах в том числе (до Солона).
Однако неприкрытая, незамаскированная демократическими вывесками олигархическая система афинскому народу не нравилась, так как «демосу» открыто давали понять, что у него нет власти. Поэтому люди постоянно возмущались, устраивали бунты и волнения. Олигархам было нужно спокойствие. Отсюда и неизбежный логический вывод: самый лучший раб - это такой раб, который думает, что он свободный.
Вот поэтому Солон и провёл демократические реформы, и создал людям иллюзию народовластия и свободы.
Демократия - это иллюзия, ведь на самом деле правит не народ, а отдельные личности, избранные частью народа (только той его частью, которая голосовала за кандидатов, пришедших к власти), а вот повлиять на волю избирателей, одурачить людей на выборах, очень легко, а предвыборные обещания обычно никто не выполняет, находя для этого разные «уважительные» причины.
Так было при Солоне, так и продолжается в западных демократиях по сей день.
То есть, сущность солоновской демократии сводилась к тому, что если раньше олигархи сами себя назначали, то теперь их стали выбирать.
В большинстве современных демократий имущественный ценз формально отменён, но в реальности высшие властные органы состоят в основном из людей далеко не бедных. А простые граждане, как и во времена Солона, удостаиваются лишь чести ходить на выборы.
Сейчас уже за давностью лет невозможно сказать, сам ли Солон придумал демократию в том виде, в каком она была реализована в Афинах и действует до сих пор, или, что более вероятно, он выражал интересы группы состоятельных людей, которые разрешили ему «уйти в отпуск», после того, как он сделал своё дело и провёл нужные реформы в Афинах, но в любом случае, Солон навсегда вошёл в мировую историю как основоположник демократии, политкорректности и вмешательства государства в экономику и в частную жизнь.




?

Log in

No account? Create an account