sophya_sib

Обнажаю суть вещей

Previous Entry Share Next Entry
«Честное стремление влиять на свое время» Гёте о Виланде
sophya_sib

Прочитав очередную  статью «Судьба гуманизма в ХХI веке» в газете "Суть времени", из  головы не выходить упомянутый в контексте с Гёте Кристоф Мартин Виланд.
С.Кургинян пишет


 "Гёте был горячим сторонником масонства, сочиняя для своей ложи гимны и речи. Обладая высочайшими степенями посвящения в системы строгого масонства, он, тем не менее, содействовал «реформе Шредера», направленной на восстановление примата первых трех универсальных степеней ордена. В 1833 году у гроба покойного брата Виланда поэт произнес в масонском храме знаменитую речь «В память брата Виланда».

Этот текст требует определенных пояснений.

Христоф Мартин Виланд (1733–1813) — это очень крупный немецкий поэт и идеолог. А также общественный деятель своего времени. Он издавал первый в Германии журнал, посвященный литературе и искусству. Журнал назывался «Германский Меркурий». Виланд был в дружеских отношениях с Гёте. Он автор многочисленных произведений, посвященных проблеме совершенного человека и совершенного общественного устройства, в том числе и произведений иносказательных. Таких, как сказочная эпопея в стихах «Оберон».

Знаменитая речь Гёте «В память брата Виланда», о которой говорит Морамарко, действительно существует. Нам не удалось найти ее по-русски, но вот ее немецкие реквизиты: «Goete J. W. Zu bruderlichem Andenken Wieland (1813). — Werke, Bd.36. Weimar, 1893, S.313–346"
https://gazeta.eot.su/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-73

Начав поиск материала знаменитой речи Гёте «В память брата Виланда» произнесенной в масонском храме, о которой упомянул С.Кургинян в своей статье, исследуя материалы, я незаметно для себя, открыла мир творчества, совершенно мной неизвестного немецкого писателя.
Оказалось, достаточно сложно найти знаменитую речь Гёте, ни на русском языке, ни в подлиннике не смогла отыскать.  Ознакомившись короткими цитатами из речи Гёте в различных источниках, а также с его творчеством, предо мной предстал образ удивительного человека, внесшего в разные периоды своей жизни вклад в развитие немецкой литературы своего времени.

Гёте в своей речи «В память брата Виланда» произнесенной в масонском храме отозвался о языке Виланда как «о нежном, изящном, прозрачном и естественно элегантном, творце своего времени, он хвалит его за образованность и вкус, здравый рассудок и "честное стремление влиять на свое время".  

Кристоф Мартин Виланд родился 5 сентября 1733 г. в семье пастора в швабской деревне Оберхольцхейм вблизи "вольного" города Бибераха. 
Воспитание пасторского сына проходило под влиянием противоречивых тенденций, боровшихся между собой в немецкой культуре.

Мальчик воспитывался в строго религиозном духе, был отдан в пиетистскую гимназию, где провел около трех лет (1747-1749).
В гимназии Виланд начал тайком читать труды французских просветителей, в том числе Вольтера, который произвел на него огромное впечатление.
В начале своего творческого пути Виланд искал свой собственный стиль. Первые его произведения «О природе вещей. Стихотворное поучение в 6 книгах», 1752; «Двенадцать моральных писем в стихах», 1752; «Испытание Авраама», 1753; «Письма, усопших к оставленным друзьями». 
В зрелом возрасте его творчества с середины 1760-х годов он выступает как писатель рококо. «Серафические» настроения исчезают, давая место рационализму и гедонистическим настроениям («Дон Сильвио де Розальва», 1764, «Идрис», 1766—1767 и др.).
Гёте говорит о  Виланде - что он «восстал против всего, что мы привыкли понимать под словом „филистерство“, против косного педантства, провинциализма, жалкой внешней благопристойности, ограниченной критики, притворной скромности, пошлого уюта, заносчивого самомнения и всех прочих злых духов, которым имя легион».
Насколько актуальны и сегодня  его слова относительно, современного западного общества.

Продолжение следует


?

Log in

No account? Create an account